mr_shor

Мир глазами Мистера Шора

физико-этно-географический очерк

Previous Entry Share Flag
Траверс массива Байсунтау, с восхождением на Ходжу Буз Барак 3920м.
mr_shor
Желание пройти траверсом весь массив Байсунтау возникло еще год назад. Тогда в конце мая мы поднялись на одну из вершин массива Кетманчапты 3005м. На севере показался мощный хребет, блестящий льдом и снегом на ярком майском солнце. 2 месяцами позже я взошел на клюв Ходжа Гур Гур оты 3721м и мой взгляд также был прикован к северной части массива к горе Ходжа Буз Барак 3920м.
Год был очень загруженным и возможность пройти траверс выпала на октябрь месяц. Недолгие сборы и мы снова в поезде  Ташкент-Байсун. Встреча на вокзале, перепаковка рюкзаков и мы уже мчимся на встречу нашей цели. Начальная часть нашего путешествия не радовала, все небо было покрыто тяжелыми облаками и начал накрапывать дождь.
Вскоре мы оказались в селении, откуда забрали нашего давнего друга, он же охотник и отправились в БЛ. Базовый лагерь представляет собой удобную поляну на противоположной от ХГГ горе. Здесь имеются и дрова и источник воды почти круглый год что довольно большая редкость для гор Байсуна.
 На месте были в 11  часов, к нашему счастью тучи ушли в сторону Кашкадарьинской области.
Точка старта находится на высоте 2600м и представляет собой ровную поляну, среди невысоких гор восточной части селения Кентала.
Быстро собравшись мы выдвинулись в сторону перевала Огур. Перевал оказался очень живописным и уютным местом даже для осени, по пути было много дичи и мы подстрелили себе на ужин кеклика.
Большое количество родников, арчовый лес и защищенные от ветра поляны прекрасное место для лагеря. Но сегодня нам нужно было еще набрать 300м. Вскоре живописный пейзаж сменился на высокогорный.
Альпийские луга с большими наклонными плитами. На место ночевки мы прибыли в 4 часу. Быстро поставили палатки, на ужин у нас был суп из кеклика.
На высоте 2940 м, даже в октябре температура стремительно падает с  уходом солнца, да еще этот сильный ветер, быстро всех загнал в палатки. Спать легли в 19.30.
Морозное утро второго дня, ранний подъем. Взяв самое необходимое и оставив лагерь мы ушли на штурм вершины. Для начала над надо было подняться на вершину горы Чаль 3586м, а затем траверсом идти на север.
Гигантские каньоны разрывающие весь хребет Байсунтау с востока, всегда составляли проблемы. Типичный рельеф этих мест: каньоны глубиной до 30 вертикальный метров и шириной около 50, доходят в некоторых местах до высот в 3500.
Упершись в такой каньон мы стали набирать высоту, пока не достигли его верхней части. Высота 3300м, которая в горах Чимгана является вершиной частью,  на Байсунтау  зачастую находится внизу склона.
Перейдя каньон мы начали траверсировать склон и вскоре поднялись на вершину Чаль, которая состоит из так называемых “клювов”  ложных вершин.  Вскоре показался долгожданный перевал,  отсюда  еще 4 часа пути верх.
Благодаря сильным ветрам снега было немного, высота тоже не чувствовалась , хотя мы были на отметке 3700м.
Обогнув очередной склон мы вышли на край хребта, откуда открывалась прекрасная панорама на окружающие горы. Вдали красовалась гора Чульбаир 3812м, разделяющая Байсунский и Денауские районы.
Внизу левее перевала Джургаты 2170м, красовались селения Дюболо, Курчанга и Алачапан.
Ложная вершина 3800 далась без особых усилий, за ней начиналось базальтовое плато в конце которого плита со следами трех видов динозавров.  Но плита была под снегом и найти следы не представлялось возможным.

За следовал подъем еще на одну ложную вершину и перед истинной наш путь разделил каньон. Возможно самый высокий в массиве Байсунтау который поднимался до отметки 3820м, по узкому карнизу, местами перепрыгивая  через глубокие трещины мы вышли на предвершинный взлет
и через 20 минут стояли на вершине г Ходжа Буз барак 3920м, впереди красовался конец хребта массив Беляупты, начинающийся с северо-восточнее Уругли.
Это место заслуживает отдельной поездки, густые леса и граница Гиссарского заповедника. Перед нами открылись взору величественные четырехтысячники Гиссарского хребта.
Т.к воды у нас не было мы растопили и заправили несколько баклажек с водой и начали в быстром темпе спускаться с горы.
Спустя 4 часа мы были в нашем штурмовом лагере, снова пережить холодную и безводную ночь никто не хотел.  Погрузив все в тяжелые рюкзаки мы отправились вниз к озеру Роушан, которое находилось в 5 км внизу.
Чуть больше часа ушло на дорогу и лагерь мы поставили  недалеко от арчевника с хорошим родником. Наш охотник принес на ужин зайцев. Даже когда стемнело температура была очень комфортной, мы долго разговаривали, пили чай и ждали когда же наш заяц приготовиться на углях с арчовыми ветками.
Ужин был очень вкусным, усталые и счастливые мы легки спать. Утром нам нужно было всего пройти 3 км до точке откуда нас заберет Уаз.
Теперь со спокойной душой можно переходить на север Сурхандарьи, к ее величественным четырехтысячникам.