?

Log in

No account? Create an account

mr_shor


Мир глазами Мистера Шора

физико-этно-географический очерк


Previous Entry Share Next Entry
Путешествие по стране. Гуяр-кала( Башня неверных) и Чилпык (Зороастрийская дахма молчания)
mr_shor
Развалины крепости неверных находятся чуть западнее Миздакхана, на удалении каких-то полутра километров. С некрополиса, близи Мировых часов открывается панорама на современную часть кладбища и хорошо просматривается крепость. Еще немного поснимав мы быстренько сбежали по ступенькам вниз и отправились к крепости. Забегая вперед скажу что из всех крепостей, эта сохранилась хуже всего. Почти ничего не осталось от внутренних стен, все превратилось в оплывшие валуны исполинских размеров, только глядя на толщину и высоту внешних стен можно судить о былом величии Гуяр-калы или крепости неверных.

Согласно историческим данным она была возведена в  IV веке до н.э и относится к домусульманской эпохе, времени, когда поклонялись огню. Хорезм и его окрестности считаются центром зарождения текстов зороастризма, родиной Авесты. Гяур-кала расположена на отвесном и самом высоком холме в округе, поэтому с башен цитадели открывался прекрасный обзор окружающих пространств на много километров вокруг.

От древнего некрополя Миздахкана Гяур-калу отделяет солончаковая низина, которая весной наполняется водой и ненадолго превращается в озеро. В сторону Миздахкана обращена и главная арка Гяур-калы, исполинские развалины которой частично сохранились до наших дней. У въезда в цитадель был обнаружен замысловатый лабиринт.

Мощные десятиметровые стены окружают развалины двух цитаделей, одна из которой, предположительно, выполняла функции защитного сооружения и храма. Другая же цитадель была окружена большим внутренним двором и жилыми зданиями, украшенные росписями и резьбой по глине.
Свое название крепость получила после завоевания арабов в начале VIII века. Жители города оказали отчаянное сопротивление завоевателям, и почти в течение века сопротивлялись арабам.

Арабы назвали крепость Гяур-кала – «Крепость неверных», так как жители были огнепоклонниками – зороастрийцами. Крепость продолжала функционировать вплоть до прихода монгол в Среднюю Азию в 1220 году. Старший сын Чингизхана – Джучи приказал разрушить город до основания. Впоследствии жители города переселились и основали новое поселение недалеко от развалин Гяур-кала.
Ко времени осмотра крепости солнце стало садится, окрашивая руины в блестящие цвета.

Нужно было идти, тем более мы очень устали, напоследок мы медленно обошли крепость и направились к нашему авто. На этот день план поездки был выполнен,  впереди нас ждала злополучная гостиница, благо ночевать там осталось только ночь.

28 сентября. Подъем. Завтрак и снова в путь. По планам было проехать Элликалинский район и посетить некоторые достопримечательности. Дорога долгая и нудная. Рассказывать о ней нечего, однообразный, ровный как стол ландшафт, выжженная солнцем земля и черная полоска гор Султан Уиздаг еле просматривающаяся на горизонте.

Проехав  45 км от Нукуса слева на горизонте замелькала возвышенность издали напоминающая вулкан. Это была Зорастрийская башня молчания или крепость Чилпык.


Башня молчания Чилпык была воздвигнута во II-IV веках. В плане башня имеет форму незамкнутого, немного приплюснутого круга диаметром около 65-79 м. Стены достигают высоты 15 м. Дахма - это место, куда зороастрийцы выносили покойников для очищения останков от мягких покровов. Ее пятнадцатиметровые стены до сих пор охраняют ритуальные погребения, основанные зороастрийцами.

Вдоль периметра стены была расположена суфа – место куда для очищения укладывали покойников. Чтобы не осквернять воду и землю разложением, тела оставляли на съедение диким животным, хищным птицам и солнцу. После очищения, кости складывались в оссуарии, специальные вместилища для останков, и захоранивались в земле или в склепах - наусах. Этот способ захоронения был важнейшим аспектом веры в Ахура Мазду - высшую чистоту помыслов, слов и дел, неукоснительную веру в чистоту природы.


Согласно древним преданиям, Чилпык был когда-то укрепленным замком. В нем жила принцесса, влюбленная в невольника и бежавшая сюда от гнева своего отца. Другая легенда говорит, что эту крепость построил богатырь Чилпык. Сооружая замок, он ронял глину, из которой и образовался холм, на котором стоит дахма. Третья, что дахма - это дело рук Дэва Хаджи Мулюка, врага Ахура Мазды, который вел вечную борьбу со светлыми силами. В IX-XI веках местные жители округи использовали Чилпык в качестве сигнальной башни.

С высоты башни открывается красивый вид на Амударью и Туркмению, наверное, особенно он будет красивым весной.